Главная    ::    О проекте    ::    Программа курса    ::    Обратная связь    ::    Полезная информация

* ТЕОРИЯ: Сухая, скучная, но необходимая...
* ЗАНЯТИЕ № 1: Изучение панели инструментов.
* ЗАНЯТИЕ № 2: Работа со слоями. Создание фотомонтажа с собственным фото.
* ЗАНЯТИЕ № 3: Коллаж. Создаем поздравительную открытку.
* ЗАНЯТИЕ № 4: Работа с текстом. Горящий текст. Ледяной текст. Капающий текст. Каменный текст.
* ЗАНЯТИЕ № 5: Ретушь. Восстанавливаем старую фотографию.
* ЗАНЯТИЕ № 6: Изучаем и применяем фильтры.
 

    ПРОГРАММА КУРСА  

Элективный курс

"Основы обработки изображений в Adobe Photoshop"

1. Пояснительная записка.

   Технология обработки графической информации входит в обязательный минимум содержания основного среднего образования по двум школьным дисциплинам: по информатике и технологии. Предлагаемый спецкурс рассчитан на проведение элективных занятий в профильных классах с углубленным изучением информатики. Актуальность курса продиктована реальностью времени.   Умение пользоваться промышленными информационными технологиями для большинства людей в настоящее время стало предметом первой необходимости. Сейчас уже трудно представить сферу деятельности человека, в которой бы не применялись информационные технологии.

   При подготовке учащихся данного профиля приобретает значимость вопрос о реализации межпредметных связей школьного курса информатики с логикой, черчением и эстетикой.

   С появлением доступных сканеров, цифровых фотоаппаратов, Web-камер люди получили в свои руки большое количество цифровых изображений. Это породило потребность в их обработке, восстановлении, создании на их основе новых изображений, фотомонтажей, коллажей и т.д. Изучение графических растровых редакторов позволяет подготовить учащихся для возможной профессиональной деятельности в сферах рекламного дизайна, полиграфического дизайна, веб-дизайна, дизайна интерьеров, ландшафтов, одежды,  в профессиональных фото-студиях, в салонах красоты, в редакциях журналов и газет, и во многих других сферах.

  Спецкурс “Основы обработки изображений в Adobe Photoshop” рассчитан на профориентацию школьников – просвещение и профадаптацию. Направленность курса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся.

   Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информационным технологиям, а самое главное, профориентации в мире профессий, связанных с использованием знаний этих технологий.

Цели:

  • заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств в обработке графических изображений;
  • познакомить с принципами работы растрового графического редактора Adobe Photoshop.
  • сформировать понятие о безграничных возможностях использования технологий обработки растровых изображений.

Задачи:

  • дать представление об основных возможностях редактирования и обработки изображения в Adobe Photoshop;
  • научить создавать и редактировать растровые документы, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении;
  • ознакомить с основными операциями в Adobe Photoshop;
  • способствовать развитию алгоритмического мышления;
  • выполнить три проекта;
  • способствовать развитию познавательного интереса к информатике;
  • продолжить формирование информационной культуры учащихся;
  • профориентация учащихся.

В результате обучения

  • учащиеся должны знать: основные понятия о формировании цифровых изображений, цветовые модели RGB и CMYK, основные элементы интерфейса программы Adobe Photoshop, структуру инструментальной оболочки редактора, возможность работы со слоями, текстом, наличие фильтров и технологию их применения для получения различных эффектов над изображением;
  • учащиеся должны уметь: создавать и редактировать графические изображения, выполнять типовые действия с объектами и документами в среде Photoshop, пользоваться основными инструментами программы, работать с текстом, создавать фотомонтажи и коллажи, ретушировать фотографии, применять различные фильтры.

Программа специального курса состоит из шести разделов:

1.     Теоретические основы цифровых изображений – 4 часа

2.     Знакомство с программой Adobe Photoshop – 4 часа

3.     Основы работы со слоями, коллаж, фотомонтаж – 4 часа

4.     Основы работы с текстом – 4 часа

5.     Ретушь, восстановление старых фотографий – 4 часа

6.     Фильтры и их применение – 4 часа  

В данном спецкурсе в простой и ясной форме изложены наиболее доступные возможности сложной программы. Курс содержит уроки по изучению графического редактора Adobe Photoshop CS, а также большое количество примеров и иллюстраций. Модульная структура курса позволяет изучать широкие возможности этого редактора в зависимости от возрастных отличий школьников, их индивидуальных способностей и количества учебных часов. Пособие может быть полезно учителям информационных технологий, графики, ИЗО, школьникам и студентам, изучающим Photoshop.

2. Содержание программы спецкурса. Тематическое планирование.

Элективный курс “Основы обработки изображений в Adobe Photoshop” рассчитан на 24 часа: 5 часов – теоретических занятий, 10 часов - практических работ, и 6 часов – создание проектов и 3 часа – защита проектов. Курсу отводится 2 часа в неделю для изучения в одном из полугодий 10-го или 11-го класса. В качестве приложения предлагается набор раздаточного материала к некоторым практическим занятиям и варианты проектов.

Раздел 1. Теоретические основы цифровых изображений (4 ч).

Цифровое изображение. Основные понятия растровых изображений. Цветовые модели RGB и CMYK. Яркость, насыщенность, цветовой тон. Пиксель, видеопиксель, точка. Работа с цветом. 

Учащиеся должны знать: основы формирования цифровых изображений, понятие растровых изображений, цветовые модели RGB и CMYK, значения терминов  пиксель, видеопиксель и точка, особенности тоновой и цветовой коррекции изображений.

Учащиеся должны уметь: различать природу излучаемого и отраженного цвета, давать толкования таких терминов как «Растр», «Цветовая модель», «Тон, цвет, коррекция изображения», «Пиксель», «Видеопиксель», «Точка».

Раздел 2. Знакомство с программой Adobe Photoshop (4 часа).

Демонстрация возможностей, элементы интерфейса Adobe Photoshop. Структура окна программы. Панели инструментов. Знакомство с палитрами. Основы обработки изображений. Выделение фрагментов изображения. Рисование и раскрашивание. Основные операции с документами.

Учащиеся должны знать: назначение программы Photoshop, интерфейс, инструменты, их вид, опции, приемы их использования, основные операции с документами.

Учащиеся должны уметь: использовать различные инструменты для создания, редактирования графических объектов, работать с палитрой, выполнять основные действия с документами (создание, открытие, сохранение и т.д.)

Раздел 3. Основы работы со слоями, коллаж, фотомонтаж (4 часа).

Послойная организация изображения. Понятие слоя. Создание, выделение, изменение, удаление, связывание, объединение слоев. Эффекты слоя. Трансформация слоя. Изменение прозрачности слоя. Редактирование фонового слоя. Создание многослойного изображения. Фотомонтаж. Коллаж.

Учащиеся должны знать: основы обработки изображений, понятие слоя, эффекты слоя, правила работы со слоями, принцип создания многослойного изображения, способы создания коллажа, условия правильного фотомонтажа.

Учащиеся должны уметь: работать с палитрой слоев, делать необходимые настройки, соединять слои, выполнять различные эффекты слоя, выполнять монтаж изображений, создавать сложное многослойное изображение, коллаж.

Раздел 4.  Основы работы с текстом (4 часа).

Работа с текстом в Photoshop (ввод, редактирование форматирование символов и абзацев). Преобразование текста в фигуру. Использование различных эффектов.

Учащиеся должны знать: основные правила работы с текстом , способы создания эффектов текста.

Учащиеся должны уметь: работать с текстом, трафаретом, создавать необходимые настройки этих инструментов, форматировать текст, преобразовывать текст в фигуру, применять различные эффекты, предназначенные для текста.

Раздел 5. Ретушь, восстановление старых фотографий (4 часа).

Работа по восстановлению старых, испорченных фотографий. Цветовая и тоновая коррекция. Устранение царапин, пятен, бликов. Работа с инструментами восстановления: «штампом», «ластиком», «восстанавливающей кистью». Дорисовка, клонирование, импорт недостающих деталей.

Учащиеся должны знать: основные принципы работы по ретушированию, восстановлению старых и испорченных фотографий, инструменты, которыми располагает программа для этих целей, способы устранения различных дефектов, приемы тоновой и цветовой коррекции изображения.

Учащиеся должны уметь: улучшать яркость, контрастность, цветовой тон и насыщенность фотографии, устранять различные дефекты, пользоваться инструментами восстановления и ретуши.

Раздел 6. Фильтры и их применение (4 часа).

Что такое фильтр? Многообразие фильтров в Photoshop. Как работать с фильтрами? Использование фильтров при создании проекта.

Учащиеся должны знать: понятие фильтра, классификацию фильтров, основные и наиболее популярные фильтры, правила работы с фильтрами.

Учащиеся должны уметь: применять фильтры, комбинировать различные фильтры при создании одного проекта.

Тематическое планирование курса  

Тема

Кол-во часов

I. Теоретические основы цифровых изображений (4 часа).
1 Понятие цифрового изображения. Растровые изображения.   1
2 Цветовые модели RGB и CMYK. 1
3 Яркость, насыщенность, цветовой тон. 1
4 Пиксель, видеопиксель, точка. Работа с цветом. 1
II. Знакомство с программой Adobe Photoshop (4 часа).
1 Демонстрация возможностей, элементы интерфейса Adobe Photoshop. Структура окна программы. 1
2 Панели инструментов. Знакомство с палитрами. 1
3 Основы обработки изображений. Выделение фрагментов изображения. 1
4 Рисование и раскрашивание. Основные операции с документами. 1
III. Основы работы со слоями, коллаж, фотомонтаж (4 часа).  
1 Послойная организация изображения. Понятие слоя. Управление слоями. 1
2 Создание многослойного изображения. Практическая работа по созданию фотомонтажа с собственным фото. 1
3 Коллаж. Работа над проектом «Поздравительная открытка». 1
4 Защита проекта «Макет открытки к празднику». 1
IV. Основы работы с текстом (4 часа).
1 Работа с текстом.  Ввод, редактирование форматирование символов и абзацев.  Изменение настроек текста. Преобразование текста в фигуру. 1
2 Горящая и ледяная надписи. Различные эффекты. 1
3 Работа над проектом «Надпись камнем на камне». 1
4 Защита проекта «Каменная надпись». 1
V. Ретушь, восстановление старых фотографий (4 часа).
1 Основы ретуширования изображений. 1
2 Инструменты ретуширования и восстановления. 1
3 Способы устранения различных дефектов. 1
4 Практическая работа по восстановлению испорченной фотографии из семейного архива. 1
VI. Фильтры и их применение (4 часа).
1 Что такое фильтр? Многообразие фильтров в Photoshop.   1
2 Принципы работы с фильтрами. 1
3 Применение фильтров при создании проекта «Превращение фотографии в карандашный рисунок». Дополнительное задание: совмещение изображений фото и рисунка в новом проекте. 1
4 Защита проекта «Карандашный рисунок из фотографии». 1

3. Заключение.

В результате преподавания данного курса были замечены следующие результаты: повышение творческого интереса учащихся к предмету информатика, повышение их активности в познании нового материала, расширение кругозора учащихся в области компьютерных технологий, развитие их воображения, формирование умений и навыков при работе с программами подобного содержания.

Изучение данного курса также способствует повышению мотивации обучения, совершенствованию практических навыков работы с компьютером. Программа Photoshop обладает мощным инструментарием для обработки графической информации, который незаменим при обработке рисунков, фотографий, сканированных изображений, позволяет ретушировать и восстанавливать испорченные изобрашения, рисовать и создавать проекты с чистого листа. Исходя из видимой связи с наиболее актуальной на сегодняшний день темой “Интернет, ресурсы Интернета” выявляется целесообразность изучения данного курса, в том числе и посредством размещения его в сети Интернет,  как обеспечивающего связь с темами, наиболее востребованными обществом.

4. Литература:

  1. Залогова Л. “Практикум по компьютерной графике”, Москва, 2003 г.
  2. Панкратова Т. “Photoshop 7 – учебный курс”, Питер, 2004 г.
  3. Рейнбоу В. “Энциклопедия компьютерной графики”, Питер, 2003 г.
  4. Материалы сайта http://www.school 38.ru/
  5. Материалы сайта http://www.psd.ru/
  6. Новый способ освоить Adobe Photoshop CS для обработки цифровых фотографий и других изображений (+CD-ROM)
    Литвинов Н.Н.